На прошлые выходные дошел наконец до выставки самурайских вешей, привезенных в Кремль. Лишний раз я подтвердил для себя то, что понял давно. Для людей прошедших эпох клинок и правда был чудом. Сейчас это как-то подзабыто, и показательно в этом смысле высказывание одной посетительницы, рассматривающей сияющий клинок 14 века- а что ему сделается, он же хромированный. Мы привыкли к сиянию стали, нас окружают ростовые зеркала и стекла домов, полированный гранит и даже пластмасса отбрасывают сияющие блики. Но стоит подумать- еще несколько веков назад мир, окружающий человека был" матовым"- дерево, ткань, глина. Стекло- а много ли его было? Первые " настоящие" японские клинки стали делать где-то в Хэйанскую эпоху, в 8-9 веках(хотя есть мненеие что это и был расцвет японского меча- возможно и так- ведь меч тогда делали для аристократов- и один из древнейших японских клинков, прадставленный на выставке ничуть не уступает по выделке мечам знаменитых Масамунэ и Муромасы)- а в эпоху Хэйан драгоценностью считались бронзовые зеркала- и только позже их кажется начали покрывать ртутной амальгамой... и тут клинок. Сияющий, соловно и вправду хромированый. Я могу только представить, как вырывался он из всего ряда окружавших его вешей, для которых нормой был в лучшем случае тусклый отблеск потертости. Даже сияние шелковой ткани или лака на изделиях только чуть-чуть уподобляется его блеску. И то- это вещи, привычные аристократии. А какое оглушающее впечатление он производил на крестьян, видевших в лучшем случае блеск солнца на речной глади? Не удивительно, что в летописях иногда упоминалось, что русские дружинники ходили в бой в голых бронях, сверкавших как вода... и как их было воспринимать иначе как потусторонние силы, то, что не из этого мира... Да, можно конечно еще прибавить, что меч имел свою магию и как оружие, но сияние стального клинка в мире лишенном бликов...
Да они, может, мне как родные!
Мне кажется, предметы подбирали по степени популярности. Костюмы интересно смотреть всем и всегда. Мечи - это то, что знает каждый на попсовом уровне. А в леке как таковом ценность только для знатока или любителя (согласись, что основную часть посещающих экспозицию составляет совсем другой контингент).
Поэтому, мне и кажется, что копьев - одно наименование. Ну и доспех тоже скорее для разбавления.
Потом все эти взаимоотношения между музеями - это целая политика. Может, что-то у них задействовано в основной экспозиции, к нам приехало из запасников. (Правда, сомневаюсь, что доспехов в них в музеях дефицит. Их хранили очень бережно и передавали из поколения в поколение).