В воскресенье после игры, посетив с Того-саном китайский павильон и Технику-молодежи( где облизывались на кучу солдатиков-самураев), засели перекусить в мачной, ибо он не ел с самого утра, да и мне один бутербродик тоже не сильно прибавил сытости. Разговорились внезапно о литературе, из жанров в которой в наши времена важнейшим является фантастика. Внезапно оказалось что мимо него как-то прошло почти все творчество Олди. Посему, не сильно надеясь на память, я решил написать кратенький обзор творчества. Собственно, Олди, мало того что на данное время являются на мой взгляд лучшими фантастами постсоветского пространства, еще и весьма плодовиты, посему прошу простить если что забуду, или опущу.
читать дальшеВзлетели они в перестроечные годы, циклом "Витражи патриархов" - несколько весьма сильных фэнтези книг, довольно слабо связаных.
В параллель у них вышел "Путь меча" - фэнтези, мир пожалуй похож на то, что могло бы получиться, дойди орда до Испании. Спойлерить не буду, но читать стоит однозначно. Позже книга обрасла приквелом "Я возьму сам"- эпоха до объединения, мир - ближний арабский восток, и завершением цикла - "Дайте им умереть". Книги связывает единый мир, но и только, так что читать можно в любом порядке. Я бы начал именно с "Пути меча".
Стоит сказать про то, что Олди - гениальные(а это творческий дуэт) стилизаторы, врастающие в миры, и виртуозно играющие в них. Хотя и своих собственных, непохожих ни на что миров у них в достатке.
Из того, на что тебе стоит обратить внимание -
"Нопопэрапон, или по образу и подобию" - две сюжетные линии, одна - собременная, почти автобиографическая( для понимания - оба авторы много лет занимаются боевыми искусствами, один из них - емним - тренер), вторая - Япония 15-го века, сегунат Асикага, сюжет вьется вокруг основателя театра Но(точнее, какжется вокруг его младшего сына). Иккю как персонаж присутсвует. Есть очень правильная японская мистика, не в плане соответсвия мифам, а в плане правдивости, красоты, отношения к людям. Стоит прочесть как минимум японскую линию, она совершенно прекрасна.
"Мессия очищает диск" - не лучшая их книга, чуть-чуть слишком много стеба, современных аллюзий на всякую комп-хысь, во всяком случае по прочтении мне так казалось. Пожалуй единственная их книга с попаданцами, хотя тут переносится только сознание, и переносится из-за ошибки в круге перерождений.
Но - прекрасная стилизация под древний Китай( слегка альтернативный, впрочем, я не настолько хорошо знаю историю Китая, чтобы это точно понять). Отсюда я в свое время утащил историю со сбежавшей из ада лисой, за который должны были на "дороге Токайдо" гоняться Макс и Рудый - синий и красный черти. Шаолинь, боевые искусства, чиновники - и мистика, конечно. Годных стилизаций под китай не так много, эта - одна из них. Из прочих можно вспомнить прекрасный "Мост Птиц" Хьюарта, прекрасную сказку, маленькую историческую детскую повесть Гурьян(боже, какой был автор! Жаль, что ее книга про Японию сильно проигрывает из-за главного героя). Ну пожалуй еще Ван Гулика и Ван Зайчика. Впрочем, что-то я отвлекся... вернемся к Олди.
Трилогия "Черный Баламут" - построеная на Махабхарате. Древняя Индия, кшатрии, жрецы, ракшасы и боги. Боги как одни из, и едва ли не главные действующие лица. Полезна для ознакомления с этим древним эпосом, так как сил на освоение самой многотомной стихотворной эпической поэмой, уснащенной сложносочиненным индийским именами, и вяло издающейся в литпамятниках много лет может не хватить(да и времени несколько жалко). Трактовки-акценты могут быть смещены, плюс - одна из любимых тем автора - "эй встаньте, уходит эпоха" - а Махабхарата это конец предпоследнего века индийской мифологии, и каждый век безумней и огромней... Прочел с удовольствием, перечитывал.
Греческий цикл -
"Герой должен быть один". - Геракл, юность героя, боги и чудовища. Я полагаю "героя" лучшей книгой Олди, впрочем - возможно виноваты мифы Куна, ставшие одной из моих детских настольных книг. Плясали они во многом от "Сказаний о титанах" Голосовкера. Очень жалею, что они не попались мне в детве, а сейчас как-то не идут уже. Но надо будет сделать еще один подход к снаряду. Тема богов, старых, прежних, разных поколений богов, истоков их силы, самоощущения их, и героев, людей в жилах которых течет доля божественной крови, к которой авторы возвращались несколько раз, в этой книге раскрыта наиболее ярко.
Одиссей - дилогия. После "героя" у меня пошла плохо. Несколько другая трактовка, вызванная возможно попыткой согласовать книгу с "Диомедом" Валентинова, возможно -завышенные ожидания.
Есть еще дилогия про отца Геракла, Амфитриона, но и она, хоть и неплоха, теряется для меня на фоне "Героя". Посвящена возвышению Вакха(как минимум первая часть).
Олди относительно недавно закончили три трилогии-космооперы.
Первая - "Кукольник" очень хороша, вторая традиционно(на мой взгляд" слабее, треться трилогия - так и сяк. Интересный мир, где разные космоцивилизации - словно осколки классических цивилизаций земли - Рим, Индия, Персия, "Вудуистская" африка, причем часть из них пошла по нормальному, техногенному пути, а часть может так или иначе вырабатыавть энергию необходимую для машин, кораблей, даже лампочек сама, соблюдая те или иные запреты, или следуя каким-то ритуалам. А местные римляне, например, могут "клеймить" и использовать энергию своих работ.
Есть большой цикл фэнтези, но мне оно не нравится в силу того, что мир создавался изначально как хм... нарочито-пародийный чтоли? А сюжеты в нем оказались жесткие, серьезные. Всей номенклатуры не упомню, для ориентировки - середина - "Приют героев". Кажется к ней примыкает и дилогия "Циклоп".
Прочее обозревать не буду, много книг в соавторстве с Валентиновым или Дьяченко, есть книги не вписывающиеся куда-либо, вроде "Пасынков восьмой заповеди", Есть книги в одном мире, мало связаные между собой - вроде "Хенгисского цикла", есть даже стилизация по российскую империю. Пролистав то, что рекомендовал, если понравится добреешься и до них.
про Олди для Того-сана
В воскресенье после игры, посетив с Того-саном китайский павильон и Технику-молодежи( где облизывались на кучу солдатиков-самураев), засели перекусить в мачной, ибо он не ел с самого утра, да и мне один бутербродик тоже не сильно прибавил сытости. Разговорились внезапно о литературе, из жанров в которой в наши времена важнейшим является фантастика. Внезапно оказалось что мимо него как-то прошло почти все творчество Олди. Посему, не сильно надеясь на память, я решил написать кратенький обзор творчества. Собственно, Олди, мало того что на данное время являются на мой взгляд лучшими фантастами постсоветского пространства, еще и весьма плодовиты, посему прошу простить если что забуду, или опущу.
читать дальше
читать дальше